Понедельник, 06.05.2024
Военно-патриотический клуб "ОРЁЛ"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Основное » Общие вопросы работы сайта » Реконструкция в Китае (2 августа 2011 на территории укреплений времён 1945 года)
Реконструкция в Китае
vpkorelДата: Понедельник, 03.01.2011, 09:38 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
В августе - сентябре 1945 г. Дальневосточный фронт в полном составе принял участие в военной кампании Советских Вооруженных Сил по разгрому наиболее сильной группировки японских сухопутных войск в Маньчжурии, на Южном Сахалине и Курильских островах. Эта военная кампания составила четвертый период Великой Отечественной войны и включила в себя Маньчжурскую стратегическую наступательную операцию, Южно-Сахалинскую наступательную и Курильскую десантную операции. Всё они были осуществлены на основе единого стратегического замысла Верховного Главнокомандования, при едином централизованном руководстве.
Капитуляция фашистской Германии резко ухудшила военно-политическое положение восточного партнера Гитлера по оси Берлин - Рим - Токио. К тому же США и Англия имели превосходство в силах на море и вышли на ближние подступы к метрополии Японии. И тем не менее Япония не собиралась складывать оружие, отвергла ультиматум США, Англии и Китая о капитуляции, предъявленный 28-июля 1945 г. на Потсдамской конференции, опираясь в этом своем решении на сильную сухопутную армию и мощную военную промышленность.

К лету 1945 г. в распоряжении правительства Японии имелись огромные вооруженные силы, которые насчитывали 7,2 млн. человек, около 11 тыс. самолетов, 109 кораблей основных классов, разнообразный арсенал других видов вооружения и боевой техники. На службу японской военной машины были поставлены материальные ресурсы и производственные мощности Северо-Восточного Китая и Корей. Из этих объективных условий исходили и союзники по антигитлеровской коалиции при разработке и утверждении в марте 1945 г. своего военного плана "Даунфол", в котором указывалось, что для вторжения на Японские острова и разгрома японских вооруженных сил им понадобится армия численностью не менее 5 млн. человек, а война без вступления в нее Советского Союза продлится до конца 1946 г. При этом расчетные потери только американских войск должны были составить более 1 млн. человек.
Идя навстречу настойчивым предложениям американо-английской стороны на Тегеранской конференции глав правительств СССР, США и Англии (1943 г.), советская делегация дала принципиальное согласие вступить в войну против империалистической Японии, после того как завершится разгром гитлеровской Германии. На Крымской конференции трех союзных держав в феврале 1945 г. был уточнен срок вступления СССР в войну на Востоке - через три месяца после капитуляции фашистской Германии.
Подготовка к военной кампании на Дальнем Востоке началась сразу после Крымской конференции. Она проводилась по единому плану Верховного Главнокомандования и включала комплекс дипломатических, военно-технических и стратегических мероприятий в общегосударственном масштабе.
5 апреля 1945 г. Советское правительство денонсировало пакт о нейтралитете с Японией. Пакт, к той поре уже многократно нарушенный и, по существу, перечеркнутый японской стороной. В заявлении по этому поводу указывалось, что со времени подписания пакта обстановка в корне изменилась: Япония, будучи союзницей фашистской Германии, помогает ей в войне против СССР и, кроме того, воюет с США и Англией - союзниками СССР. При таком положении пакт о нейтралитете между Японией и СССР теряет смысл, и продление его стало невозможным.
В составе Дальневосточного фронта в августе 1943 г. была сформирована Приморская группа войск (1-я, 25-я общевойсковые армии, соединения и части, расположенные в Приморье, а также оперативно подчиненная ей 9-я воздушная армия). Эта группа составила основу самостоятельного стратегического направления развертывания войск под руководством штаба 25-й армии, а с апреля 1945 г. полевого управления прибывшего сюда Карельского фронта. В течение 1944 г. на Дальнем Востоке были развернуты 11 стрелковых дивизий, управление механизированного корпуса, мехбригада, несколько артиллерийских полков на мехтяге.
Окончательная стадия создания нового стратегического фронта была осуществлена в феврале - июле 1945 г. Интенсивные переброски войск и материально-технических средств в Приморье, Приамурье и Забайкалье были осуществлены в мае - июле. За три месяца количество расчетных дивизий на Дальнем Востоке возросло с 59,5 до 87,5, то есть в 1,5 раза, а численность личного состава всей группировки - с 1185 тыс. до 1 747 тыс. человек. Всего в период стратегического развертывания на Дальний Восток было перегруппировано 2 фронтовых и 4 армейских управления, 15 управлений стрелковых, артиллерийских, танкового и механизированных корпусов, 36 стрелковых, артиллерийских и зенитно-артиллерийских дивизий, 53 бригады основных родов войск и 2 укрепленных района, что составило в общей сложности 30 расчетных дивизий. 60 процентов всего количества сухопутных войск, прибывших на Дальний Восток, вошли в состав Забайкальского фронта. Прибывшие войска имели на вооружении свыше 600 реактивно-минометных установок, а также 900 тяжелых, средних танков и САУ.
Группировка японских и марионеточных войск, которую предстояло разгромить, организационно состояла из трех фронтов, отдельной армии, части сил 5-го фронта, а также нескольких отдельных полков, военной речной флотилии и двух воздушных армий. Ее основой была Квантунская армия, имевшая в своем составе 24 пехотные дивизии, 9 смешанных бригад, 2 танковые бригады и бригаду смертников.
Японские войска наиболее мощного 1-го фронта были развернуты вдоль границ советского Приморья (10 пехотных дивизий и отдельная смешанная бригада) и располагались на трех оборонительных рубежах: вдоль границы; в междуречье Мулинхэ, Муданьцзян; вдоль реки Муданьцзян. Первый рубеж обороны составили укрепленные районы вдоль границы, 3-й фронт (9 пехотных дивизий, 2 смешанные и 2 танковые бригады) был сосредоточен в центре Маньчжурии-в Улан-Хото (Ваньемао), Шэньяне, Чанчуне. 4-я отдельная армия (3 пехотные дивизии, 4 смешанные бригады, части усиления и обеспечения) занимала укрепленные районы в треугольнике Хайлар, Харбин, Хэйхэ. 34-я отдельная (2 пехотные дивизии, смешанная бригада, армейские части) дислоцировалась в Северной Корее.
Главнокомандующему Квантунской армией генералу О. Ямада подчинялись войска марионеточного государства Маньчжоу-Го и японского ставленника во Внутренней Монголии князя Дэвана, а с 6 часов утра 10 августа - 17-й фронт, размещавшийся в Корее (7 пехотных дивизий и 2 смешанные бригады).
Общая численность японских и марионеточных войск превышала 1 млн. человек. На их вооружении имелось 1215 танков, 6640 орудий и минометов, 26 кораблей и 1907 боевых самолетов. Действия японских войск обеспечивались в оперативном и материально-техническом отношении. Большие надежды японское командование возлагало на укрепленные районы и выгодные для организации обороны физико-географические условия театра войны. Группировка советских войск на Дальнем Востоке состояла из сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морского флота и войск ПВО территории страны. Организационно они входили в составе Дальневосточного и Забайкальского фронтов, Тихоокеанского флота, Краснознаменной Амурской военной флотилии, Дальневосточной и Забайкальской зон ПВО страны. Охрану сухопутных и морских рубежей несли пограничные войска. К 8 августа 1945 г. общая численность войск, привлекаемых для участия в Дальневосточной военной кампании, составила 1,7 млн. человек. При этом более 1 млн. человек насчитывалось в боевых частях. Советские войска имели на вооружении 5250 танков и САУ, около 30 тыс. орудий и минометов, 1171 установку реактивной артиллерии, свыше 5 тыс. боевых самолетов (включая авиацию флота). Но советские войска не только количественно превосходили противника. Их сила была также в сочетании солдат и офицеров, хорошо обученных и знавших театр войны и противостоящего противника в процессе длительной учебы, и прибывших фронтовиков, прошедших горнило войны. Главным событием Дальневосточной военной кампании явилась Маньчжурская стратегическая наступательная операция. Ее стратегический замысел заключался в том, чтобы силами трех фронтов осуществить стремительное вторжение в Маньчжурию по сходящимся в ее центр направлениям. При этом основные удары планировалось нанести с территории МНР на восток и из советского Приморья на запад, рассечь главную группировку Квантунской армии, окружить и последовательно уничтожить ее по частям в Северной и Центральной Маньчжурии, овладеть важнейшими военно-политическими центрами Шэньяном, Чанчунем, Харбином, Гирином. Для выполнения стратегического замысла советское Верховное Главнокомандование развернуло три фронта: Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные. К участию в операции привлекались также Тихоокеанский флот, Краснознаменная Амурская военная флотилия, пограничные войска и войска ПВО территории страны. 1-й и 2-й Дальневосточные фронты были образованы из оперативных объединений Дальневосточного фронта и Приморской группы войск 2 августа. Состав 1-го Дальневосточного фронта, предназначенный для действий на главном направлении, был более сильным: свыше 530 тыс. человек, 1974 танка, 10619 орудий и минометов. 2-й Дальневосточный фронт, которому предстояло сковать противостоящие силы противника наступлением на Харбин, имел в своем составе свыше 260 тыс. человек, 917 танков, 4780 орудий и минометов.
Учитывая большую отдаленность театра войны, его огромную территорию, сложные природные условия, Государственный Комитет Обороны создал для стратегического руководства военными действиями Главное командование советских войск на Дальнем Востоке. Главнокомандующим был назначен Маршал Советского Союза А. М. Василевский, членом Военного совета - генерал-лейтенант И. В. Шикин, начальником штаба - генерал-полковник С. П. Иванов.
В состав 1-го Дальневосточного фронта (командующий Маршал Советского Союза К. А. Мерецков, член Военного совета генерал полковник Т. Ф. Штыков, начальник штаба генерал-лейтенант А. Н. Крутиков) вошли 1-я Краснознаменная, 5, 25, 35-я общевойсковые, 9-я воздушная армии, Чугуевская оперативная группа и 10-й механизированный корпус. Войска фронта получили задачу - нанести главный удар по врагу силами двух общевойсковых армий, механизированного корпуса, кавалерийской дивизии из района Гродеково в общем направлении Мулин, Муданьцзян и на 15-18-й день достигнуть рубежа Боли, Муданьцзян, Вапцин; в дальнейшее развивать наступление в направлении Гирин, Чанчунь навстречу войскам Забайкальского фронта. Для обеспечения действий на главном направлении планировались два армейских вспомогательных удара: из района Лесозаводска на Мишань, Боли и из-за левого фланга ударной группировки в направлении Тумычь, Яньцзи.
2-й Дальневосточный фронт (командующий генерал армии М. А. Пуркаев, член Военного совета генерал-лейтенант Д. С. Леонов, начальник штаба генерал-лейтенант Ф. И. Шевченко) включал 2-ю Краснознаменную, 15-ю, 16-ю общевойсковые и 10-ю воздушную армии, 5-й стрелковый корпус и Камчатский оборонительный район. Войскам фронта было приказано силами 15-й армии и 5 то стрелкового корпуса наступать на сунгаринском и жаохэйском направлениях и к 23-му дню операции выйти на сунгарийском на правлении в район города Цзямусы, в дальнейшем предстояло в тесном взаимодействии с Амурской военной флотилией наступать вдоль реки Сунгари на Харбин.
16-я армия во взаимодействии с Северной Тихоокеанской флотилией, Камчатским оборонительным районом и Петропавловской военно-морской базой получила задачу прочно оборонять западное побережье Татарского пролива, Северный Сахалин и полуостров Камчатка, не допуская высадки японских войск. Одновременно силами 56-го стрелкового корпуса подготовить наступление в южной части Сахалина, а силами Камчатского оборонительного района и кораблей Петропавловской военно-морской базы - высадку десантов на Курильские острова. Крайне важно было обеспечить внезапность начала войны на Дальнем Востоке, что достигалось прежде всего сохранением в секрете степени готовности советских войск. С этой целью был разработан особый режим перегруппировок и прикрытия деятельности войск в районах развертывания для наступления. Сосредоточение ударных группировок, создание запасов материально-технических средств, оборудование театра военных действий велись под видом обычной деятельности войск и боевой учебы. Особое внимание уделялось сохранению в тайне прибытия на Дальний Восток новых соединений и частей. Они сосредоточивались в 70-100 км от государственной границы. Выгрузка войск из эшелонов и движение в назначенные районы совершались только ночью. Участки дорог, просматриваемые противником, оборудовались вертикальными маскировочными заборами и наддорожными масками.
В июне - июле 1945 г. на всей линии государственной границы развернулись инженерные работы по оборудованию исходного плацдарма для наступления. Саперные войска вели их по 20 дней, стрелковые - по 12 дней в месяц. В полосе 25-й армии, например, за это время было отрыто 250 км траншей и ходов сообщения, подготовлено 5500 площадок для пулеметов и минометов, 11 тыс. укрытий и щелей для личного состава, построено 340 км новых дорог. В 1-й Краснознаменной армии было построено 540 км дорог и колонных путей, 1509 погонных метров мостов, 100 дзотов, 182 убежища, 3859 огневых позиций артиллерии и минометов, отрыто 832 км траншей и ходов сообщения и установлено 161 км проволочных заграждений. Все работы проводились с соблюдением необходимой маскировки, под видом обычных оборонных работ. Строительные материалы подвозились только ночью, на машинах с потушенными фарами. К августу силами войск Приморской группы оборона была развита на глубину до 70 км. На важнейших направлениях она состояла из трех полос с учетом нанесения противнику контрударов и последующего перехода в наступление.
Тщательно и всесторонне осуществлялась наземная разведка противника. К границе выдвигались командирские, артиллерийские, инженерные и специальные наблюдательные пункты. Только в полосе 5-й армии было развернуто 576 таких пунктов, обеспечивающих просмотр территории противника на глубину до 6 км. В полосе 365-й стрелковой дивизии 1-й Краснознаменной армии круглосуточное наблюдение за границей велось со 137 оборудованных наблюдательных пунктов. Приграничная полоса неоднократно фотографировалась с самолетов без нарушения воздушных границ Маньчжурии и Кореи. Постоянно велась радиоразведка. Все это позволило создать к началу операции хорошо оборудованный исходный плацдарм и иметь данные об оборонительных сооружениях и группировке неприятеля в приграничной зоне, сохранить в тайне от противника направления своих ударов.
На многочисленных учениях и занятиях воины готовились к прорыву японских укрепленных районов, форсированию речных преград и преодолению горно-таежной местности. В 1-й Краснознаменной армии, например, в каждой стрелковой дивизии был оборудован (емкостью на стрелковый батальон) исходный рубеж для атаки (учебное поле), на котором отрабатывалась тема "Прорыв позиционной обороны противника", и по одному плацдарму для отработки форсирования водного рубежа и закрепления на противоположном берегу. Через эти своеобразные тактические "городки" прошли все подразделения. Подобные учебные поля были созданы во всех дивизиях 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов.
Большое внимание уделялось обучению войск минновзрывному делу. Каждая рота, батарея подготовили по десяти нештатных саперов, умеющих обнаруживать, разведывать и преодолевать минно-взрывные заграждения; каждый из них имел средства разминирования - щуп и минные указки.
Командиры и офицеры штабов по картам и описаниям детально изучили районы предстоящих боевых действий. На тактических и командно-штабных учениях они отрабатывали взаимодействие между отдельными родами войск. Военный совет Приморской группы создал учебный центр по изучению и распространению боевого опыта, состоявший из трех групп офицеров-фронтовиков. В них входили пехотинцы, танкисты, артиллеристы, летчики и саперы. Офицеры-фронтовики проводили в частях беседы на темы: "Маневр мелкими группами в горно-лесистой местности", "Как мы форсировали реки", "Боевые порядки пехоты при прорыве обороны противника", "Борьба с диверсионными группами", "Ночная атака".
В войсках были распространены "Памятка бойцу в наступлении", "Памятка офицеру по ведению встречного боя" и изданные массовым тиражом брошюры "Вооруженные силы Японии", "Маньчжурия - плацдарм японской военщины" и др.
Командующие войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, командующие армиями, командиры дивизий, тщательно изучив поставленные задачи и оценив соотношение сил, приняли решения на наступление, проявив творческий подход к выбору направлений ударов по врагу, построению войск для боя, боевому применению пехоты, танков, артиллерии и авиации.
Главные и вспомогательные удары фронтов и армий планировалось наносить как на доступных, так и на труднодоступных участках местности. Подавляющая часть армий и корпусов развертывалась в первом оперативном эшелоне, что обеспечивало максимальную силу первоначального удара, рассечение боевых порядков противника, заставляло японское командование держать оборону на 4000-километровом фронте и почти полностью исключало для него маневр силами и средствами в ходе операции. Ударные группировки фронтов и армий, сосредоточившиеся в узких полосах, имели до 70 процентов всех сил и средств. Этим достигалось 3-5-кратное превосходство в силах и средствах над противником на участке прорыва. Так, 5-я армия, наступая в полосе 45 км, прорывала оборону японцев на фронте 12 км при плотности 212 орудий и минометов, 30 танков и САУ на 1 км фронта.
При выборе направления для наступления учитывалась система долговременных вражеских сооружений. Там, где позволяла местность, удары планировалось наносить на стыках японских узлов сопротивления и УР. Для обеспечения внезапности до начала перехода в наступление главных сил предусматривались действия на широком фронте небольших хорошо вооруженных и подвижных передовых отрядов. Для разрушения долговременных оборонительных сооружений в 1-м Дальневосточном фронте готовилась четырехчасовая артиллерийская и авиационная подготовка. Были созданы многочисленные группы подрывников. Общевойсковым соединениям придавались танковые бригады и отдельные тяжелые самоходно-артиллерийские полки, предназначавшиеся для непосредственной поддержки пехоты.
Личный состав учился и работал напряженно, не зная устали. Солдаты, сержанты, офицеры постоянно чувствовали заботу о себе. С июля 1945 г. войска Дальнего Востока перешли на первую норму довольствия. В целях повышения боеготовности были сняты все ограничения в использовании парка транспортных, строевых и боевых машин.
8 августа 1945 г. Советское правительство опубликовало Заявление, в котором говорилось, что с 9 августа Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией. С 10 августа в войну с Японией вступила Монгольская Народная Республика.
В ночь на 9 августа все части и соединения получили Заявление Советского правительства, обращения военных советов фронтов и, армий и боевые приказы о переходе в наступление.
 
Форум » Основное » Общие вопросы работы сайта » Реконструкция в Китае (2 августа 2011 на территории укреплений времён 1945 года)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Военно-патриотический клуб "Орёл" © 2024
Создание и техническая поддержка - Владимир Мао
Рейтинг@Mail.ru продвижение сайтов