В День города члены военно-патриотического клуба "Орел" провели в Пугачевке реконструкцию боя за освобождение Орла во время Великой Отечественной войны. У клуба, работающего на общественных началах, есть и другие наработки, но из-за бюрократических проволочек организация может кануть в небытие.
С какими проблемами сталкивается клуб? Что может дать его участникам статус муниципального центра, за который бьются его организаторы? На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя военно-патриотического клуба "Орел" Александр БАКЛАНОВ.
- Александр Константинович, как получилось, что ваш клуб не имеет ни кола ни двора?
- Существуем уже третий год, но никак не можем зарегистрироваться.
- Что мешает?
- Незнание юридических тонкостей. Уже три раза подавали документы в регуправление, платили по две тысячи из личных средств, но все время оказывается, что документы оформлены неправильно: то одна мелочь, то другая найдется. Я обратился за помощью в общественную палату, там дали номер телефона сотрудника, который мог бы посоветовать, как надо написать бумаги, но дама, к которой мы обратились, сказала, что это в ее обязанности не входит. Вот и получается, что собираются ребята у меня дома. Мы все, начиная от обмундирования, заканчивая оружием и поездками, делаем за свой счет. Чтобы создать реконструкцию боя, берем исторические документы, детально их изучаем, встречаемся с очевидцами, если таковые находятся, и воссоздаем этот бой с исторической точностью.
- Может, чиновники не заинтересованы в вашей деятельности?
- Ну не скажите! С реконструкцией боя в Орле мы выступаем уже второй год, ездим с представлениями по другим городам. Мы не сами навязываемся, нас приглашают. Побывали не только в области, но и в Подмосковье. И везде нас принимают как дорогих гостей. В этом году приглашали в Смоленск. Однако, когда речь зашла об оплате (наш клуб коммерческой деятельностью не занимается), уверен, смоленские чиновники придумали, что их ветераны не желают, чтобы "немцы приезжали в город".
- Вы на своих выступлениях переодеваетесь в форму немецких солдат, как к этому относятся?
- Мы актеры, а не фашисты. Сами пишем сценарии, сами шьем эти костюмы. Приходили к нам как-то трое ребят, строили из себя скинхедов. Но мы их успокоили, объяснили, что это уже не патриотизм, а уголовщина. Так эти трое к нам до сих пор ходят.
Для ребят каждая поездка приключение. Когда мы выезжаем на раскопки, то учим их разжигать костры, варить еду. Ездим по деревням, разговариваем с местными жителями, те рассказывают, где что происходило во время войны. Вы не представляете, сколько на территории области незахороненных останков советских солдат!
- Вам кто-то помогает?
- И военкоматы, и другие военно-патриотические клубы, и объединения ветеранов. У нас есть друзья в Москве, которые ко Дню города помогали нам закупать оружие и патроны на "Мосфильме". Правда, мэрия дала нам "на карманные расходы" 50 тысяч, еще 15 тысяч пришлось вложить своих. Сейчас просим мэра, чтобы нас зарегистрировали в качестве муниципального центра по примеру других патриотических объединений города. Ведь статус муниципального центра - это и основное место работы для нас, организаторов, это и палатки, продукты, транспорт, возможность привлечь еще большее количество участников.
- Вы сами решили, что вам надо стать муниципальным центром?
- Нет, инициатива не наша. В мае в городской администрации было заседание "круглого стола", посвященное "вахте памяти". Наверное, помните, тогда по городам России проехал "поезд памяти", наши ребята ездили по местам боевой славы, возлагали венки на могилы солдат. И вот на заседании выступил представитель движения в поддержку флота и сказал, что все это, конечно, хорошо, вот и делегацию нашу за рубеж отправить собрались. Только ведь в области свои захоронения находятся в затрапезном виде, надо и за ними ухаживать. А сколько еще останков в земле? Так вот, мол, давайте, чем по заграницам кататься, вложим деньги в своих, создадим центр военно-патриотического и духовного воспитания молодежи. Только кто этим займется? И тогда я встал и сказал, что наш клуб согласен взять на себя такую обязанность.
- Решение так и не приняли?
- Нет, все осталось на словах. Все похлопали, одна дама из областной администрации сказала, чтобы я потом к ней подошел, но, видимо, об этом забыла. Я несколько раз напоминал в мэрии, чтобы нас зарегистрировали. Сам ходил по заместителям мэра, сам-то он занят. Заместители отвечают: да, хорошо. И на этом все дело заканчивается.
- Может, дело как всегда в финансах?
- Финансирование таких объединений, как наше, заложено в государственную программу. Тем более, что Орел получил статус города воинской славы. А под это тоже идут федеральные деньги. Наш клуб будет оплачивать не городской бюджет, не региональный, а федеральный.
- Какие у вас планы на ближайшее будущее?
- Хотим съездить в город Краснознаменск в Подмосковье. Это закрытый военный городок, там пять музеев. Хотим за день успеть их посетить, договориться приехать и устроить реконструкцию боя времен ВОВ. А еще мечтаем съездить в Болгарию. У нас ведь там город-побратим. Договорились бы с их городским руководством, чтобы можно было устроить реконструкцию боя за освобождение города Шипки. Ведь освобождал-то его в XIX веке наш Орловско-Брянский полк. Изготовили бы свои костюмы, изучили дислокацию, пусть они там своих наряжают. В конце концов, мы же будем представлять лицо города! Да и ребятам интересно не просто так покататься, а себя как будущее нормальное поколение России показать.
От редакции. Просим считать данную публикацию официальным запросом мэру Орла А. Касьянову зарегистрировать военно-патриотический клуб "Орел" в качестве муниципального образования.