Суббота, 27.04.2024
Военно-патриотический клуб "ОРЁЛ"
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Новости клуба [70]
Экспедиции [2]
Из истории [82]
СМИ [16]
Поиск людей [0]
Клубное видео [29]
Юмор [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2015 » Ноябрь » 2 » Огненные стрелы
21:23
Огненные стрелы

Огненные стрелы— Воздух!
Прозвучала команда, и на ппечи бойцов вскинуты небопьшие трубы. Секунда-другая, и вот рванулись в небо стремительные огненные стрепы. Так стартуют ракеты кпасса «земля — воздух» переносного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Стрела-2М».

Каковы же тактико-технические возможности такой «стрелы»?

ЗРК «Стрела-2М» способен уничтожать самолеты, вертолеты, крылатые ракеты... То есть воздушные цели, работающие двигатели которых излучают в окружающее пространство тепло. Именно на него ориентируется головка самонаведения зенитной ракеты.

«Стрела-2М» уверенно поражает цели на дальностях от 800 до 4200 м в диапазоне высот 50—2000 м. Следует учитывать также курс и скорость цели. При благоприятных условиях «Стрела-2М» способна настичь реактивные самолеты и крылатые ракеты, летящие со скоростями до 260 м/с!

Функционально зенитная ракета состоит из трех частей: аппаратуры управления, боевой части и реактивного двигателя. Все это помещено в корпусе со стартовой массой 9,8 кг. Длина ракеты со сложенными крыльями 1440 мм, калибр (то есть диаметр) 72 мм. Дальность управляемого полета не менее 4200 м при средней скорости около 500 м/с.

Внутри ракеты расположены четыре самостоятельных отсека: головной, рулевой, боевой и двигательный. В головном отсеке расположен следящий координатор цели или проще — тепловая головка самонаведения, а также автопилот. В рулевом отсеке — рулевая машинка, датчик угловых скоростей, источник питания, пороховой аккумулятор давления.

Это основные узлы ракеты, и потому остановимся на их работе подробнее.

Тепловая головка самонаведения — прибор, который реализует на практике так называемый пассивный метод самонаведения. Инфракрасные лучи, исходящие от двигателя цели, проходят через прозрачный обтекатель и улавливаются оптической зеркальной системой. Она фокусирует их на фотосопротивлении. Причем, если ракета идет точно на цель и оптическая ось головки совпадает с линией «ракета — цель», то инфракрасный луч вырабатывает такой сигнал на сопротивлении, который не воздействует на рулевые машинки. Когда же воздушная цель вдруг совершит резкий маневр, головка самонаведения моментально отреагирует, сформирует команды для наведения ракеты в нужную точку.

Тепловая головка не позволяет ракете промахнуться. Кроме того, она обеспечивает скрытность действия ЗРК «Стрела-2М». Ведь тепловая головка самонаведения не излучает никакой энергии, ее невозможно засечь, а значит, уничтожить до пуска. Сама же она улавливает ничтожные калории тепла, рассеиваемые целью в окружающее пространство, на расстоянии в несколько километров! Еще одна важная особенность: с каждым пройденным метром не только сокращается расстояние между ракетой и целью, но и повышается устойчивость, точность наведения. Ведь головка ведет ракету по тепловому следу, как нос гончую собаку по следу зайца. Но одного носа, конечно, мало для удачной охоты. В дело вступают и мозг собаки, и мускулы... Так и в ракете.


ПЗРК «Стрела-2М»

Автопилот преобразует сигналы, поступающие от тепловой головки, формирует на их основе команды управления и посылает их на рулевую машинку для отклонения рулей. Причем конструкторам при создании этого умного устройства пришлось иметь в виду, что ракета в полете вращается вокруг продольной оси с угловой скоростью до 20 об/с — таким образом достигается путевая устойчивость. Поэтому автопилоту приходится все время перекладывать рули из одного крайнего положения в другое с той же в точности частотой, с какой она вращается. По сути дела, рули постоянно работают в колебательном режиме. А отклонение ракеты по курсу достигается тем, что при необходимости переброс рулей осуществляется с различными временными интервалами: в одном крайнем положении они задерживаются чуть дольше, в другом — чуть меньше, и ракета меняет курс.

Кроме автопилота, за полетом следит и датчик угловых скоростей. Этот бдительный сторож не дает ракете раскачиваться в поперечном направлении; он замеряет величину этих колебаний и парирует их опять-таки при помощи рулей.

Чтобы приборы работали, необходим бортовой источник питания. Он представляет собой миниатюрный узел, состоящий из турбогенератора и стабилизатора-выпрямителя. Ротор турбогенератора вращается от турбинки, лопасти которой раскручиваются пороховыми газами. Источником же газов является пороховая шашка, заложенная в полость порохового аккумулятора давления. Этот агрегат преобразует химическую энергию горящей шашки в механическую энергию потока раскаленных газов.


Конструкция зенитной ракеты:
1 — прозрачный обтекатель тепловой головки самонаведения; 2 — головной отсек; 3 — рули; 4 — рулевой отсек; 5 — боевой отсек; 6 — отсек двигательной установки; 7 — стабилизатор; 8 — крылья.

Нет, шашка не является источником движения всей ракеты — для того она слишком мала. О двигательной установке разговор особый. Она должна быть настолько мощной, чтобы в считанные секунды разогнать ракету до сверхзвуковой скорости. Иначе ведь невозможна борьба со скоростными воздушными целями.

Двигатель ракеты состоит из двух самостоятельных агрегатов: выбрасывающего и маршевого. Куда и что выбрасывается? Сейчас разберемся. Выбрасывающий двигатель является, по существу, стартовым. У него очень ответственная задача — «выбросить» ракету, обеспечить ей надежный старт. Ведь очень важно, чтобы двигающаяся ракета не «просела» на начальном участке траектории, не клюнула носом — иначе она не попадет в цель. Вот стартовый двигатель и разгоняет ракету в считанные доли секунды до скорости 28 м/с, одновременно раскручивая ее вокруг продольной оси. Двигатель выключается еще до выхода ракеты из трубы (это сделано для того, чтобы обезопасить стрелка-зенитчика, не опалить его выхлопными газами), но дело уже сделано — ракета получила начальный толчок.

Далее вступает в дело маршевый двигатель. Его задача — разогнать ракету до маршевой скорости 500 м/с и поддерживать ее в полете. Двигатель срабатывает от воспламенителей замедленного действия и включается на удалении 5—6 м от переднего среза пусковой трубы. Это опять-таки сделано с целью обеспечения безопасности стрелка-зенитчика, чтобы его не полоснул факел пламени, вырвавшийся из сопла.

На заднем торце двигательной установки шарнирно закреплены четыре крыла под углом к продольной оси ракеты. Они поддерживают вращение ракеты в полете, не дают ему затухнуть. Кроме того, крылья стабилизируют ракету относительно поперечных осей, не позволяют ей «рыскать»; участвуют они и в создании подъемной силы.

Наконец боевой отсек. Здесь размещаются взрывчатка и взрывное устройство. Общая масса боевой части — 1150 г. Сила взрыва достаточна, чтобы цепь была поражена осколками а также мощной концентрированной или, как говорят, кумулятивной струей продуктов взрыва.

Разобравшись с устройством главных агрегатов зенитной ракеты, подведем итоги. Как же осуществляется стрельба? Что происходит при пуске?

При подготовке ракеты прежде всего включается пусковой источник питания. «Оживает» головка самонаведения. За 5 секунд раскручивается ротор гироскопа в автопилоте — и зенитно-ракетный комплекс готов к бою.

В нужный момент воин наводит пусковую трубку на цель и нажимает спусковой крючок. Как только в поле зрения головки самонаведения попадет тепловое излучение цели, стрелок-зенитчик будет моментально оповещен об этом — он услышит звуковой сигнал: «Цель поймана!» А когда головка перейдет в автоматический режим слежения, он увидит и световой сигнал. Через 0,8 с напряжение подается на блок задержки и электровоспламенитель порохового аккумулятора давления. Еще через 0,6 с аккумулятор выходит на рабочий режим, подается напряжение на электровоспламенитель выбрасывающего двигателя. Примерно через 1,5 с после появления светового сигнала ракета стартует.

Как только ее головная часть выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются крылья и на удалении 5—6 м от стрелка срабатывает маршевый двигатель.

В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80—250 м от стрелка-зенитчика срабатывает вторая ступень предохранения — полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства.

В полете оптическая ось головки самонаведения все время направлена на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до самой встречи с целью, до момента, когда взрывное устройство подрывает боевую часть.

Ну а если промах? Тогда через 14—17 с с момента запуска срабатывает самоликвидатор — ракета уничтожается.

Автор В. Князьков, полковник в отставке

Отсюда

Категория: Из истории | Просмотров: 999 | Добавил: Mao | Теги: стрела, ЗРК, ПЗРК, стрела-2м | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email:
Код *:

РВИО

При поддержке Российского военно-исторического общества
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Военно-патриотический клуб "Орёл" © 2024
Создание и техническая поддержка - Владимир Мао