На заре отечественного самолетостроения, в начале 20-х годов прошлого столетия, летательные аппараты в основном строились из дерева и полотна. Однако уже тогда Советское правительство понимало, что будущее за самолетами, сделанными из металла.
Из авиаконструкторов и инженеров создается комиссия, которой поручается проектирование цельнометаллического самолета. Руководителем назначают Андрея Николаевича Туполева.
Авиаконструктору А. Н. Туполеву и его сотрудникам пришлось решать множество задач, на первый взгляд не имевших непосредственного отношения к проектированию самолетов. Главная проблема заключалась в том, что наша страна еще не имела собственного алюминия и сплавов на его основе. Но и эта довольно сложная задача была успешно решена: в селе Кольчугине Владимирской области удалось наладить выпуск алюминиевого сплава, который получил название кольчугалюминий. Вскоре из этого сплава научились получать тонкие листы и профили различного сечения.
В мае 1924 года был построен первый советский самолет из металла — АНТ-2.
По аэродинамической схеме он представлял собой свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла. Пилот размещался в открытой кабине. Высокий фюзеляж имел несколько необычное поперечное сечение — треугольное. Собирался самолет из тонких гофрированных листов. АНТ-2 получился довольно легким: с двумя пассажирами, пилотом и запасом топлива взлетный вес не превышал 836 кг, что по тем временам было отличным достижением. Самолет развил скорость 170 км/ч и поднялся на высоту более 3000 метров.
АНТ-2 был экспериментальным, в серию не пошел. Но значение его для отечественного самолетостроения велико: АНТ-2 проложил путь другим, более крупным и совершенным самолетам Андрея Николаевича Туполева. Один из сподвижников А. Н. Туполева — авиаконструктор А. А. Архангельский сказал: «Постройкой самолета АНТ-2 закончилось детство и отрочество нашего коллектива».
Подробнее об АНТ-2 вы можете прочитать в книгах:
авров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. М., «Машиностроение», 1968;
Самолеты Страны Советов. Изд-во ДОСААФ СССР, 1975; Советская авиационная техника. М., «Машиностроение», 1970.
Отсюда
|