В начале 30-х годов прошлого столетия перед советскими конструкторами была поставлена задача: спроектировать хорошо вооруженный, скоростной фронтовой бомбардировщик, который в случае войны мог бы действовать совместно с сухопутными войсками и флотом.
Свой первый полет новый двухмоторный скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40), созданный в ЦАГИ под руководством А. А. Архангельского и А. Н. Туполева, совершил 7 октября 1934 года.
Это был цельнометаллический, с гладкой обшивкой самолет с обтекаемым фюзеляжем, полностью убираемым шасси.
Вначале на СБ были установлены два звездообразных двигателя воздушного охлаждения М-25 мощностью 730 л.с. С этими двигателями он развил скорость 325 км/ч. Взлетный вес СБ составил 5706 кг.
Но в период освоения СБ советскими конструкторами во главе с В. Я. Климовым был разработан двигатель с водяным охлаждением М-100. Он на 30 л. с. превышал мощность двигателя М-25. Решили проверить, как поведет себя новый двигатель на бомбардировщике.
Испытания дали отличные результаты: на высоте 4 тыс. м СБ развил скорость свыше 420 км/ч — больше, чем- у зарубежных бомбардировщиков того же класса, и даже больше, чем у некоторых истребителей тех лет.
Позже на СБ устанавливали и более мощные двигатели, усиливалось и его бортовое вооружение.
К 1937 году это был боевой самолет с отличной скоростью (она выросла до 450 км/ч) и грузоподъемностью. Скоростной бомбардировщик, кроме того, мог далеко — до 1000 км — и высоко летать. В сентябре 1937 года летчик М. Ю. Алексеев на одном из модернизированных самолетов СБ-2 поднялся с грузом 1000 кг на высоту 12 246 м. Так высоко не поднимался ни один бомбардировщик в мире!
Выпускала наша авиационная промышленность и гражданские варианты СБ. Так, например, впервые летчики Аэрофлота стали летать на больших высотах на почтово-грузовом варианте этого самолета, названном ПС-40.
Первый советский скоростной бомбардировщик остался в истории отечественного самолетостроения еще и как самолет, на котором впервые летчики столкнулись с флаттером — вибрацией крыла и элеронов.
Изучением этих вредных колебаний, способных разрушить самолет, занялась группа ученых ЦАГИ во главе с М. В. Келдышем, ставшим впоследствии президентом Академии наук СССР. Келдыш и его помощники разгадали причины этого явления. Разработанная учеными теория флаттера помогла конструкторам в проектировании последующих самолетов разных типов.
Рисунки М. Петровского
Отсюда
|