18 августа 1946 года. В этот день зрители, собравшиеся на первый послевоенный авиационный праздник в Тушине, впервые увидели турбореактивные истребители МиГ-9 и Як-15, спроектированные в ОКБ А. И. Микояна и А. С. Яковлева. А первый свой полет они осуществили тремя месяцами ранее — 24 апреля.
Успешное освоение принципиально нового газотурбинного двигателя, идею которого еще до войны высказал молодой инженер А. И. Люлька, произвело в развитии авиации своеобразную революцию. Не только повысилась скорость реактивных самолетов, но и увеличилось время их полета.
Разрабатывая истребитель МиГ-9, конструкторы А. И. Микоян и М. И. Гуревич решили отказаться от классической схемы и впервые в практике отечественного самолетостроения разместили два турбореактивных двигателя не под крылом, а в фюзеляже, причем рядом. Такая необычная компоновка силовых установок заметно повысила аэродинамические качества нового истребителя и безопасность его полета (в случае отказа одного двигателя остается еще один).
Поднятый в небо известным советским летчиком-испытателем А. И. Гринчиком, МиГ-9 развил скорость 910 км/ч, достиг высоты 1350 м. Дальность полета его составила 800 км (бортовое вооружение нового истребителя — три пушки разного калибра).
МиГ-9 удачно прошел государственные испытания и первым стал строиться серийно. Выпущенный некоторое время спустя истребитель МиГ-9 мод был оснащен более мощными силовыми установками и смог развить скорость 965 км/ч, время подъема на высоту 5 тыс. метров уменьшилось по сравнению с прототипом почти в два раза. На базе МиГ-9 строился и учебный самолет УТИ МиГ-9. На нем советские летчики осваивали азы реактивного полета. На учебном МиГе были проведены первые испытания по катапультированию пилота.
МиГ-9
Несколько слов о другом первенце турбореактивной авиации — Як-15.
Свой истребитель А. С. Яковлев спроектировал на базе хорошо известного Як-3. В отличие от МиГ-9 у него был один двигатель, и установлен он был в передней части фюзеляжа. Летчики легко освоили Як-15, потому что многое им было уже знакомо: кабина, управление и т. д.
Як-3
В истории отечественного самолетостроения истребители МиГ-9 и Як-15 заняли особую строку: с них началась турбореактивная авиация.
Як-15
Як-15
Отсюда
|